пятница, 26 октября 2012 г.

ВУЗ


Главная проблема образования – необходимость системы контроля и оценки. Идеальный вариант – если контроль уберут одновременно из всех структур на пути от обучения к трудоустройству. Студент учится как кочет, когда хочет и чему хочет (платит он, родители или государство – не важно, это уже второстепенная проблема). Хочет вообще не учится, если он и так всё умеет – книжек и прочих образовательных институтов сейчас предостаточно. При трудоустройстве никаких бюрократических проверок – только экзамен, тест, любые формы оценки о компетенции и компетентности. Всё. Умеет то, что нужно (в лучшем случае, конечно, если он умеет, а «может научиться») - работодатель нашел свой кадр, не умеет – до свидания. Если тебе не нравится, то, что ты делаешь, то, чему ты учишься – до свидания.  
Если ты не хочешь читать, узнавать, добывать, интересоваться, изучать, пробовать, постигать, осваивать, овладевать – всё, тебе в данной профессии делать нечего. Это тупик, когда преподавателю для того, чтобы студенты выучили или прочитали что-то, нужно давать им контрольную работу. Новые теории образования (в данном случае высшего) – будь то «парадигма учения» или «инновационная концепция образования», эту проблему обходят стороной. Там уже поднимается вопрос о пересмотре форм оценки, но это пересмотр, а не отмена.
Естественно, что при таком подходе, тот, кто платит (в России это в основном государство), должен поверить чуть ли не на слово тем, кто образование будет производить – выделять средства в пустоту, просто так, без аккредитаций, лицензирования и учета результатов работы. И я понимаю, что это в настоящий момент не возможно. Среди чиновников, руководства Вузов, преподавателей в такой системе не должно быть лишних людей, должны быть только те, кто хочет заниматься этой работой, только ради смой работы. Здесь не поможет даже оценка преподавателей студентами – всё-таки студенты не всё понимают об эффективности обучения в процессе самого обучения.
Я не знаю, как это должно выглядеть, я знаю, что это утопия в чистом виде, но я знаю одно – как только необходимость в контрольных отпадёт, значит образование движется по правильному пути.

Комментариев нет: