суббота, 2 января 2010 г.

"Похороните меня за плинтусом"

Опять книга у меня была в роли догоняющего. Т.е. сначала я посмотрела фильм, а потом уже взялась за книгу.

Фильм (режиссер Сергей Снежкин) меня поразил, конечно. Для меня, особы не то что впечатлительной, просто близко к сердцу принимающей такие вещи как издевательство над ребёнком, были созданы все условия, что бы после сеанса я не вышла равнодушной. Сюжет: маленький мальчик (Саша) живет с бабушкой, которая за него очень печётся, постоянно лечит его от всевозможных болезней, при этом не забывая от своей заботы называть внука "сволочью" и прочими приятными вещами. Мать ребёнка, свою дочь, она не допускает к нему, считая, что та неспособна вырастить сына. Мальчик хоть и любит маму всем сердцем, наслушавшись бабушки с ходу заявляет всем врачам (чуть ли не единственным, судя по фильму, людям, с которыми он общается) что он расплачивается за грехи своей матери-потаскухи своими болезнями. При этом существует в сюжете ещё и мужчина, сожитель матери, который якобы алкоголик и "вообще", и на которого мать променяла сына. Плюс ко всему намекается, что бабка-то сумасшедшая.

В общем, на мой взгляд, в фильме всё как нельзя плохо. Конечно, нам даётся посыл, что вроде в этой ситуации никто не виноват и что ребенок остался точкой, на которую легла вся тяжесть и все беды. Но вот в книге это глубже всё раскрыто (причем я не говорю, что это минус фильму).

Так, про книгу поподробнее (автор Павел Санаев) - повествование ведется от первого лица (собственно сам мальчик рассказывает). Повесть разделена на главы - каждая глава, какое-то событие, воспоминание ребенка. В фильме построен немного другой сюжет, другая история на основе тех же самых событий - они взяты в другом хронологическом порядке, несут другой смысл для мальчика, но сливаются всё в тот же самый водоворот, с тем же самым исходом.

Как я уже сказала, книга глубже, образы героев более развернуты: и у деда есть свои причины потакать бабушке; и вроде мама сама сомневается, что сыну лучше у неё будет жить, да и отношения у неё с родителями не такие плохие как в фильме - видится 2 раза в месяц с Сашей; Саша сам более «живой» что ли мальчик – и гулять ходит, и в школе учится изредка (когда не болеет) и друзья у него есть; и бабушкина история рассказана более подробно. И результат в итоге оборачивается несколько иным.

Главное отличие от книги от фильма, на мой взгляд, в том, что перед читателем ставят более серьёзную моральную дилемму, нежели перед зрителем. Книгу тяжелей читать, тяжелее делать выбор. Причем даже не делать выбор, а решить для себя, как избегать, предотвращать такие ситуации – ситуации сложного взаимоотношения матери с ребенком, родителей с давно взрослой дочерью, мужа с женой, которая винит в своих бедах только мужа, который в свою очередь просто напросто всю свою жизнь должен делать выбор между несколькими золами.

Читайте книги, смотрите фильмы, дорогие мои.

Комментариев нет: