пятница, 27 ноября 2009 г.

О стихотворениях.

Знаете, что я тут заметила?

Стихи бывают разные.

О да, скажите Вы, какое открытие. Орден ей, орден!!!

Не смейтесь, лучше не ленитесь и прочитайте, что я скажу дальше.

Есть стихи, с которыми вы знакомились исключительно на слух - в школе учительница читала, знакомые, может быть, хвасталась или по радио, например, слышали. Некоторые вам ну вот совершенно не нравились - что за бездарщина? - думали вы. «Вот я читал N, так вот у него стихи гораздо глубже, поэтичнее и да и вообще». Так вот - главное в вашей фразе - "читали". Сами, своими глазками, видели слова, чуть ли не пальцами их ощупывали. Это совсем другое, нежели "слушать" стихотворение. Работают другие сенсоры, другими путями эмоции и образы возникают. Так что попробуйте непонравившееся вам стихотворение прочитать сами, про себя или вслух - главное видеть его своими глазами, читать его своими мыслями, а не чужими, пусть даже более опытными и внимательными, чем ваши собственные. Но иногда и это не помогает. Я столкнулась с таким явлением, когда знакомилась с "Реквиемом" Ахматовой. Когда-то в школе проходили, потом сама читала. А потом по просьбе друзей за 10 дней прочитала раз 7 точно вслух, если не больше. Вроде почувствовала его, вроде поняла, вроде достигла эмоционального верха, как мне казалось. А потом села и выучила его. Полностью. Так вот что я вам скажу - я за все предыдущие прочитывания не поняла и половины всего. Некоторые образы настолько меня поразили, что я была в глубокой растерянности - как я раньше этого не замечала?

Ну а теперь вернемся к началу – к стихотворениям, которые вы «слышите». Чаще всего они именно так звучат, выглядят, смотрятся (как вам угодно назовите это) лучше всего. Но дело в том, что так очень часто теряется смысл. Человек не всегда понимает с первого раза стихотворение на слух. Возможно даже не со второго. Но вот когда поймет, скорей всего сам попросит прочитать его себе вслух. Ведь так удобнее – так глаза не заняты буквами, голос не занят звуками, мысли не заняты внешними атрибутами – как прочитать, как ударение поставить, где паузу сделать. Только ушки слушают. В голове возникают образы, где-то внутри эмоции…

Ещё одна ситуация, очень страшная на мой взгляд. Когда стихотворение теряет своё волшебство, при смене способа восприятия. Да-да, вы сами, собственными руками разрушаете волшебство, казалось бы гениального, наивеликолепнешего словотворчества. Вот я, например, была в восторге от одного из стихотворений Владимира Леви, которое мне прочитала дорогая Леся. Я заставляла её читать мне его ещё много раз. Потом нашла его сама, прочитала и … расстроилась. Сильно расстроилась. Оно стало, кхм, обычным что ли.

Так вот вам желаю, правильно подбирать подход к стихотворениям. И после первой неудачной попытки не закрывать книжку и не забрасывать автора за шкаф.

Ну и напоследок - всё это индивидуально. Все мы разные и единого рецепта нет. Т.е. я это всё писала не для того, что бы стихи классифицировать, нет. Я это писала для того, что бы вы, вслед за мной, поянли - что нельзя делать скоропостижных выводов.

3 комментария:

Лесечка комментирует...

Все так, даже добавить нечего.
Только вот с этой точки зрения получается, что нет плохих стихов, есть те, которые мы в неверном состоянии внимали, и неверное делали сам процесс узнавания стиха. Может быть, именно в этом и кроется загвоздка, которая меня терзает, ведь все относительно, а значит нет плохого, нет хорошего, все просто есть. Объективно. Главное выбрать момент - так как его выбрать? Как понять, стоит ли уделять стихотворению столь пристальное внимание: если не понравилось после прочтения, послушать его. Или нужно всегда докапываться до сути, пробуя ВСЕ варианты?.. в размышлениях.

И еще - омг, почему я Леся, а не Олеся =)

camel's tail комментирует...

Ну не совсем так. Есть и плохие. Опять же ты сама написала - всё относительно - и мне кажется тут ты права. Я считаю в творчестве нет объективного.
И в этом то и дело - ты можешь (не должна), если хочется, попробывать посмотреть на стихотворение с другой стороны - "А вдруг?".
Тут вопрос наверное скорее не об отдельно взятом стихотворении, а об авторах. Т.е. я, не попробовав все варианы теперь постораюсь не заявлять: "я не люблю его, он плох".

Лесечка комментирует...

А я теперь стараюсь не говорить "стих плох, не нра", а говорю "наверно я не поняла" (:

Все понимаю) спасибо за заметку-статью-сообщение.