четверг, 14 мая 2009 г.

Бесформенное сообщение.

Пришла сюда с целью отчитаться о прочтении «Сказки о тройке» Стругацких. Но у меня возникли некоторые сложности. Просто хочется взять и скопировать сюда оригинал. Целиком.
Настолько гениальная вещь. Начинаешь читать и просто… Как по голове чем-то прилетело. Причем довольно тяжелым. С первых страниц возникает отвращение ко всему, что происходит там, в сюжете. Кажется, что готов собственными руками придушить эту идиотическую Тройку. Причем дело не только в том, что происходит на страницах Сказки, дело ещё в том, что с такими явлениями сталкиваешься повсюду. Каждый день. За примером далеко ходить не надо. Вчера в большой аудитории университетского значения установили новые парты. И, видать, у кого-то руки зачесались – на одной из парт что-то нарисовали. Нам не посчастливилось оказаться на месте преступления следующей лентой. Пришёл первый проректор и с ним свита из двух или трёх клуш, которые занимаются копированием шпаргалок студентам. Начались громкие заявления о том, что, тот, кого поймают за порчей государственного имущества, будет немедленно отчислен без права голоса. Что в аудитории установят по десять камер на одну штуку парт. Что, если прецеденты будут повторяться, парты и вовсе демонтируют, и студентам придётся заниматься прямо на полу. И так далее и тому подобное. И всё это с таким гордым видом, как будто они спасли человечество. Лучше бы дорожку от остановки до универа сделали. А то студенты и преподаватели как кроты должны пробираться через землю, разбуравленную экскаваторами. Проректору-то хорошо. Он не просто на машине приезжает. Он заходит с отдельного входа. Что ему до проблем студентов…. Главное чтоб парты не марали.
Но, я отвлеклась. В основе сюжета «Сказки…» Тройка (по подобию Особой тройки НКВД) по Распределению и Утилизации Необъяснимых Явлений, сокращенно ТПРУНЯ.
«– Что есть Рационализация?
– Рационализация, – мрачно ответствовал Витька, – это такая поганая дрянь, когда необъясненное возвышается или низводится авторитетными болванами до уровня повседневщины.
– А что есть Утилизация? – вопросил Роман.
– Утилизация, – сказал я Эдику, – есть признание или же категорическое непризнание за рационализированным явлением права на существование в нашем бренном реальном мире.».
И вот эта великая ТПРУНЯ заседает, решает очень сложные вопросы – является то или иное явление необъяснимым или нет. Например, птеродактиль в XX веке. Думаете необъяснимо? Ну как же… «Разрешите мне, Лавр Федотович, - попросил Фарфуркис. - Я вижу в этом деле определенные трудности. Если бы мы занимались рассмотрением необычных явлений, я без колебания первым бы поднял руку за немедленную рационализацию. Действительно, крокодил с крыльями - явление довольно необычное в наших климатических условиях. Однако наша задача - рассматривать необъясненные явления, и тут я испытываю недоумение. Присутствует ли в деле номер два элемент необъясненности? Если не присутствует, то почему мы должны это дело рассматривать? Если, напротив, присутствует, то в чем он, собственно, состоит?...... Но я так полагаю, что это обыкновенный крокодил с крыльями, и больше ничего. И напрасно товарищ научный консультант наводил тут нам тень на плетень... И потом я замечаю, что комендант развел у себя в колонии любимчиков и прикармливает их там за государственный счет. Я не хочу, конечно, сказать, что там у него семейственность или он, скажем, взятки от этого крокодила получает, но факт, по-моему, налицо: крокодил с крыльями - самая простая штука, а возятся с ним как с писаной торбой. Гнать его нужно из Колонии, пусть работать идет... - Как же работать? - сказал комендант, очень болевший за Кузьму. - А так! У нас все работают! Вон он, здоровенный лоб какой сидит. Ему бы бревна на лесопилке подносить... или пусть камень грузит. Может, скажете, у него жилы слабые? Я этих крокодилов знаю, я их всяких повидал... и крылатых, и всяких - Ничего, у нас животные тоже работают. Лошади, например. Пускай в лошади идет!».
И всё в таком же духе. То болото, где их комары покусали из памяти народа, т.е. из топографических и прочих карт удалят, то гнилую рыбу для дельфина, который умер давно, берегут…. В общем – важными государственными делами занимаются.
Но, в общем-то пусть занимаются, если им так хочется, но тут дело в другом. Они же вредительством занимаются. Все эти явления необходимо изучать, ухаживать за ними, пользу извлекать. Ученые в очереди за ними стоят. А тройке по барабану. Им надо Рационализировать и Утилизовать. А кому достанется явление, что дальше с ним будет…. Нет, это им конечно важно, но они настолько глупы, что ничего особо хорошего из всех их действий не выходит.
С Тройкой пытаются бороться разными методами – от позитивной реморализации до криминальных (попросту кража необходимого необъяснимого явления). Но ничего не помогает. И что придумали наши светлые головы? А вот этого я вам не расскажу. Но замечу, что хитрость победит мир))) Просто я не имею никакого права раскрывать все карты. Это надо читать.
Сопутствующие явления в виде глупого, немытого научного консультанта или вечно спящего полковника – одного из членов ТПРУНИ, добавляют сказке нужного настроения.
А ещё меня очень впечатлили …. Даже не знаю, как назвать это… Просто в тексте то и дело появляются довольно метафоричные авторские слова. Не всегда понимаешь сходу, к чему они относятся. Что-то вроде «Потом Фарфуркиса, растоптанного, растерзанного, измолоченного и измочаленного, пустили униженно догнивать на его место, а сами, отдуваясь, опуская засученные рукава, вычищая клочья шкуры из-под когтей, облизывая окровавленные клыки и непроизвольно взрыкивая, расселись за столом и объявили себя готовыми к утреннему заседанию». Ну или «На Выбегаллу надеяться не приходилось, и я готовился к генеральному сражению - углублял траншеи до полного профиля, минировал танкоопасные направления, оборудовал отсечные позиции. Погреба ломились от боеприпасов, артиллеристы застыли у орудий, пехоте было выдано по чарке водки. Эх, ребят со мной не было! Не было у меня резерва Главного Командования, был я один. Тишина тянулась, набухала грозой, насыщалась электричеством, и рука моя уже легла на телефонную трубку - я готов был скомандовать упреждающий атомный удар, - однако все это ожидание рева, грохота, лязга окончилось пшиком». Вот ЭТО настолько передает эмоциональную атмосферу, добавляет ещё более недружелюбного настроя… Просто замечательно!
«Сказка…» с самого начала сатирична, пронизана издевательской усмешкой над административным аппаратом, переливающим из пустого в порожнее, применяя все доступные им техники глупости, идиотизма, близорукости, ограниченности, чепухи, абсурда и тому подобных вещей.
Прочитав примерно половину, я поняла, что дальше не могу читать. Мне было настолько противно, настолько некомфортно из-за человеческой глупости. Эмоции просто зашкаливали. Но и остановиться невозможно. Тебе противно, но ты читаешь – ещё и ещё, ты хочешь поглощать это, последние страницы смакуешь как можно дольше. А после прочтения горюешь, что всё закончилось.
Читать обязательно!!!! Очень рекомендую.

В общем, не получилось у меня ничего. Ни отзыва, ни рецензии, ни описания….
Я же говорю – руки так и чешутся вставить весть текст целиком.
Так что не судите строго. Лучше читайте побольше сами.

Комментариев нет: